Гей портал Беларуси

Люди

 История гомосексульности

Гомосексуальность (от др.-греч. ὁμός, homos — тот же, одинаковый и лат. sexus — пол) — предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнёра, объекта эротического влечения и/или любовных отношений. Термин «гомосексуальность» впервые был использован в 1869 году в анонимно опубликованном памфлете, написанном на немецком языке австрийским публицистом Карлом-Марией Кертбени.

Различают гомосексуальность

  • «ядерную» (вызванную особым типом функционирования центров, регулирующих половое поведение),
  • транзиторную (имеющую преходящий характер),
  • заместительную (вызванную отсутствием лиц противоположного пола),
  • невротическую (гомосексуальная активность вызвана тем, что реализация гетеросексуальной близости блокируется психологическими причинами).

Гомосексуальность в широком смысле — это один из видов сексуальности человека, складывающийся из гомосексуальной ориентации (сексуального влечения к лицам своего пола), гомосексуальной идентичности (осознания себя как лица гомосексуальной ориентации) и гомосексуального поведения (сексуальной практики с лицами своего пола).

В узком смысле слова гомосексуальность — это одна из трёх типичных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либо сексуальное влечение только и исключительно к лицам своего пола. Двумя другими ориентациями являются гетеросексуальная и бисексуальная. Гомосексуальность бывает мужской и женской (последняя часто называется лесбийской любовью).

Американский социолог Кинси в своих исследованиях человеческой сексуальности, основанной на выборке из нескольких тысяч человек в 1940—1950-х годах , предложил шкалу сексуальности (так называемую шкалу Кинси), в которой в качестве одной из нескольких подшкал выступает гомо—/би—/гетеросексуальность, наряду с такими подшкалами, как гомо—/би—/гетеросоциальность, гомо—/би—/гетероэстетичность, гомо—/би—/гетероэротичность и др. — см. Исследования сексуальных предпочтений (Альфред Кинси).

В связи с многозначностью термина «гомосексуальность» в научной литературе в последнее время стало принято пользоваться уточняющими или более узкими терминами — например, говорить о гомосексуальной ориентации, гомосексуальном поведении, гомосексуальности как явлении, гомосексуальности как точке на подшкале «сексуальность» шкалы Кинси и т. д.

В большинстве экономически развитых стран люди гомосексуальной ориентации по закону имеют равные права с представителями гетеросексуальной ориентации, а во многих странах Западной Европы (Голландия, Бельгия, Испания,Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Северная Ирландия, Словения, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых странах Северной, Южной Америки и Африки (ЮАР) однополые пары могут заключать так называемые гражданские партнёрства. В то же время нередка и дискриминация людей гомосексуальной ориентации — явление, уходящее корнями в историю. Существует значительное число государств (на постсоветской территории это, например, Узбекистан и Туркменистан), в которых и ненасильственные гомосексуальные связи (как правило, мужеложество) являются уголовно наказуемым деянием.

 

Основная терминология, связанная с гомосексуальностью

Английское homosexual man или homosexual долгое время переводилось на русский как «гомосексуалист», но позже также получил распространение термин «гомосексуал». Последний термин в настоящее время предпочитают и сами гомосексуалы. Существует мнение, озвученное психологом Д. Воронцовым, что термин «гомосексуалист» несёт негативную оценочную коннотацию (так как в СССР гомосексуалистов преследовали и в целом общественное мнение о них было негативным), а «гомосексуал» - нет.

Сохраняющееся в русском языке название "гомосексуалист" предполагает, что это явление - отклонение от нормы, и такое поведение может быть в ряде случаев скорректировано.

Отстаиваемое геями самоопределение "гомосексуал" предполагает отношение к явлению как к нормальному варианту "сексуальности человека" - имманентному и не подлежащему какому-либо изменению или осуждению. Слово "гомосексуалист" рассматривается геями как оскорбление.

До середины 1980-х годов наиболее нейтральным, но редко употребляемым названием на русском языке было "голубой". С начала 1990-х годов в России стало популярно заимствованное из английского языка слово «гей», имеющее коннотацию не только сексуальной ориентации, но и активизма.

Ещё полвека назад слово «гей» в английском языке означало просто «весёлый, беззаботный», но сейчас его уже не употребляют в этом значении. Согласно сексологу Игорю Кону, посвятившему несколько работ трактовке наименований гомосексуалистов, а также их символике (розовому треугольнику, букве лямбда, радужному флажку), происхождение употребления слова «гей» по отношению к гомосексуалистам не совсем ясно. Кон утверждает, что в провансальском наречии XII—XIV вв. слово «гей» обозначало куртуазное «искусство поэзии и любви».

В Англии XVII века слово gay обозначало легкомысленного повесу, а затем (применительно к женщинам) — проститутку. В 1920—1930-е гг. в Англии и США возникают первые зафиксированные употребления слова gay, которые можно понять как намёк на гомосексуалистов (рассказ Гертруды Стайн «Helen Furr and Georgine Skeene», 1922; мюзикл Ноэла Кауарда «Bitter Sweet», 1929; голливудский фильм «Bringing up Baby», 1938). Социолог Эдуард Сагарин в книге «The Homosexual in America: A Subjective Approach» (New York: Greenberg, 1951; под псевдонимом Donald Webster Cory) утверждает, что «уже в 1930-е годы это было самое часто используемое название среди самих гомосексуалистов». В 1960-е гг. это слово стало широко распространяться и в более широком кругу носителей языка — например, именно этим словом пользуется психотерапевт Альберт Эллис для обозначения гомосексуалистов в популярной книге «The Intelligent Woman’s Guide to Man-Hunting» (1963).

В русский язык слово гей проникло, по-видимому, только к началу 1990-х гг. и получило широкое распространение в разговорной речи и неспециальной литературе в начале нового тысячалетия по той же причине, по какой 40 лет ранее в английском: им оказалось можно заменить и слова с уничижительным оттенком («педик», «гомик»), и научную терминологию («гомосексуалист»). В своей книге с эффектным названием «Любовь небесного цвета» известный исследователь проблемы восприятия гомосексуальности обществом И.С. Кон пишет: "Гей" (это прилагательное употребляется и как существительное) - не просто мужчина, любящий мужчин, а носитель особого самосознания, член соответствующей субкультуры, общины или организации, борец за свои гражданские права и т.д. Слово «гей» применительно к гомосексуалистам этимологически не имеет никакого отношения к кличу погонщика оленей или кличу «Гей, Славяне». Однако это созвучие часто используется журналистами и самими геями .

Существует также термин уранист, придуманный Карлом Генрихом Ульрихсом. Термин основан на диалогах Платона, в которых Афродита Урания ("небесная") объявлена покровительницей любви к юношам. Так как цвет неба - голубой, то сторонников "небесной любви" называли "голубыми". Отсюда, вероятно, и возникло наименование «голубой», проникшее в разговорную речь.

Из всех названий гомосексуалов, слово «педераст» вызывает наибольшее количество споров. 

Ряд общественных течений из разряда антигомосексуального движения могут также использовать слово мужеложник. В в начале 2000-х депутаты предлагали вернуть уголовную ответственность за мужеложство, которое в законопроекте определялось как «противоестественное удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной».

 

Гомосексуалы и общество

Гомосексуалы относительно малочисленны по сравнению с гетеросексуалами, но тем не менее играют значительную роль в обществе , в том числе выступая как социальная группа. Так как гомосексуалы являются сексуальным меньшинством, возникают проблемы, связанные с их дискриминацией.

 Дискриминация была особенно сильна в прошлом, но сохраняется и в настоящее время, особенно в арабских и азиатских странах. Например, в СССР гомосексуалы преследовались по статье за мужеложество. В настоящее время в западных странах к гомосексуалам относятся более терпимо. Но даже и в этих странах сохраняются элементы дискриминации. Например, открытых гомосексуалов не допускают в некоторые организации, такие как армия и учреждения для мальчиков (например, лагеря бой-скаутов). В армии от гомосексуалов часто требуют, чтобы они не афишировали свою сексуальную ориентацию .

По мере смягчения отношения к гомосексуалам в обществе, возникло гей-движение, пропагандирующее, по мнению ряда политиков и общественных деятелей, приемлемость гомосексуальности и требующее законодательных мер, которые гарантировали бы им равноправие во всех сферах общественной жизни. Под равноправием понимается отмена наказания за гомосексуальность, отмена положений, определяющих гомосексуальность как патологию, отмена запретов на профессию для гомосексуалов, право на заключение браков между гомосексуалами. Для его обеспечения предлагается установить ответственность за проявления гомофобии .

Многие гомосексуалы, например Элтон Джон и Борис Моисеев, являются знаменитостями. Существует эротическое искусство и порнография для гомосексуалов.

По мнению многих людей, гомосексуала можно распознать по ряду внешних признаков. В разных странах существуют также стереотипы гомосексуала, которые приписывают гомосексуалам определенные, подчас карикатурные черты. Например, гомосексуалам приписываются характерные интонации речи и употребление обращения «противный» по отношению друг к другу. Многие гомосексуалы не согласны с таким описанием.

Даже в США, несмотря на наличие сильных и многочисленных организаций, борющихся за права гомосексуалов, многие гомосексуалы предпочитают не афишировать свои сексуальные отношения, а иногда даже маскируются под противников гомосексуальности.

Так, в 2006 году в США был выявлен конгрессмен, рассылавший молодым стажерам письма гомосексуального содержания. Этот же конгрессмен голосовал против гомосексуальных семей. Когда его поведение было предано гласности, он был вынужден уйти в отставку. То и дело возникают скандалы в христианских организациях, связанные с тем, что религиозные деятели оказываются гомосексуалами.

Биологические основы гомосексуальности

Многие представители естественных наук полагают, что гомосексуальность — биологическая особенность организма, определяемая генетическими или иными врожденными факторами. Биологические исследования гомосексуальности ведутся по следующим основным направлениям: изучение гомосексуальных проявлений у животных и поиск генетических и гормональных характеристик, отличающих людей гомосексуальной и гетеросексуальной ориентации. Ряд научных журналов публикуют биологические исследования гомосексуальности, в частности специализированный журнал Journal of Homosexuality.

В настоящее время гомосексуалы участвуют в научных исследованиях, целью которых является как изучение биологических и психологических причин гомосексуальности, так и социологические аспекты.

 

Количество гомосексуалов в разных странах

Исследование стран с низким и средним доходом населения показало, что гомосексуалы составляют 3—5 % мужчин в восточной Азии, 6—12 % в южной и юго-восточной Азии, 6—15 % в Европе и 6—20 % в латинской Америке.

 

Количество сексуальных партнеров у гомосексуалов

Австралийские ученые провели телефонный опрос, в котором участвовало около 10 тысяч мужчин и 10 тысяч женщин в возрасте от 16 до 59 лет. В результате опроса выяснилось, что в гомосексуальную связь вступали 8,6 % женщин 5,9 % мужчин.

Использование более строгого критерия гомосексуального контакта (то есть генитального контакта) снизило эти проценты до 5,7 % и 5,0 %.

Требование, чтобы гомосексуальная связь имела место за последний год снизило эти показатели до 1,9 % и 1,5 %.

Гомосексуалисты-мужчины за год имели в среднем 32 сексуальных партнера, а лесбиянки лишь 3.

Такая частота смены партнеров значительно превосходило соответствующие показатели для гетеросексуальных мужчин и женщин. Частота оральных контактов у гомосексуальных лиц также была больше, чем у гетеросексуальных.

 

Генетические основы

Особенности генетики гомосексуалов пока изучены мало.

 

Внутриутробное развитие

Согласно одной из теорий, причина гомосексуальности — в том, что организм матери вырабатывает антитела к HY-антигену, локализующемуся в мужской Y-хромосоме. Теория подтверждается тем, что мужчины, имеющие старших братьев, чаще становятся гомосексуалами.

 

Психологические исследования 

Психологические исследования гомосексуалистов и лесбиянок показывают, что они отличаются по характеристикам личности от гетеросексуальных людей. Гомосексуалисты по характеру женственны, а лесбиянки мужественны (то есть похожи на мужчин).

 

Гомосексуальность в животном мире

Среди учёных отсутствует единое мнение о природе гомосексуальности у животных. Существуют исследования, утверждающие, что гомосексуальность встречается у обезьян, дельфинов, птиц (пингвинов) и даже у мух.

Критики указывают на то, что поведение животных, представляющееся гомосексуальным, на самом деле может иметь социальное, а не сексуальное значение. Также критически относятся к исследованиям на животных, содержащихся в неволе. Вот несколько результатов, недавно полученных в исследованиях на обезьянах: Исследование сексуальности самок было проведено на японских макаках (Vasey P.L., Arch. Sex. Behav. 31, 2002). Этот вид обезьян является отличной моделью для изучения сексуальной ориентации, потому что самки проявляют как гетеросексуальное, так и гомосексуальное поведение. Существуют данные в пользу того, что это поведение сексуальное, а не социосексуальное. Также показано, что гомосексуальное поведение самок не вызвано недостатком самцов. Интересно, что самки могут предпочитать отдельных самок и отдельных самцов остальным сородичам в группе. На основании этих данных исследователи пришли к выводу, что самки японских макак бисексуальны.

Исследование гомосексуальности было проведено на самцах орангутанов (Fox E. A., Am. J. Primatol. 55, 2001). Ученые наблюдали этих человекообразных обезьян в естественных условиях и документировали гомосексуальное поведение. На основании этих данных был сделан вывод, что гомосексуальность орангутанов — не результат содержания в неволе, а компонент сексуального и социосексуального поведения.

 

Генетические исследования

Поиски гена или генов гомосексуальности ведутся учёными начиная с 1980-х годов. Как и во многих других исследованиях, пытающихся отличить врождённые признаки от приобретённых, важный материал был получен из анализа родственников и, в особенности, однояйцевых близнецов. Было показано частое наличие у гомосексуальных мужчин нескольких старших братьев, а также отмечалось проявление гомосексуальности у обоих однояйцевых близнецов даже в тех случаях, когда они воспитывались раздельно.

Полученные к настоящему времени результаты не дают возможности однозначно интерпретировать гомосексуальность как генетически закреплённую характеристику, но и не позволяют отказаться от дальнейших поисков в этом направлении. Некоторые особенности генетического материала оказываются общими у примерно 20 % обследованных гомосексуальных мужчин. В то же время существенных генетических особенностей у гомосексуальных женщин не обнаружено.

Есть данные, что изменчивость локуса Xq28 в X-хромосоме человека связана с гомосексуальностью. У Drosophila melanogaster показано влияние некоторых генов на половое поведение. В частности, для самцов, гомозиготных по мутантному гену fru (fruitless) характерно гомосексуальное поведение (они не ухаживают за самками, ухаживают только за самцами и стимулируют нормальных самцов ухаживать за собой). Ген fru экспрессируется в определённых участках головного мозга Drosophila. Самки, мутантные по гену Les (Lesbian) ухаживают за другими самками. Мутантные варианты генов Viola и sluggish вызывают бисексуальное поведение у самцов дрозофил.

 

Исследования гормональной системы

Схожая картина наблюдается и в эндокринологических исследованиях, посвящённых изучению влияния гормонов на формирование сексуальности. Сообщалось о том, что повышение уровня мужских гормонов в пренатальный период приводит к гомосексуальности ребёнка независимо от его пола, а также об отличиях в величине гипоталамуса у гомо- и гетеросексуальных мужчин. Во всех случаях предъявляемый исследователями статистический материал достаточно велик, чтобы на него нельзя было закрыть глаза, но никак не покрывает всех случаев. В частности, закономерности, устанавливаемые для мужской гомосексуальности, оказываются недействительными для женской. Это даже заставляет некоторых представителей естественных наук говорить о различной природе мужской и женской гомосексуальности.

Вместе с тем известно, что концентрация андрогенов может зависеть от поведенческих и ситуационных факторов, влияя, в свою очередь, на сексуальное поведение. Вследствие такой обратной связи в этиологии, по крайней мере, мужской гомосексуальности могут иметь существенное значение и влияние среды, социального и культурного опыта, то есть: В старых спорах «природа или воспитание» частично правыми оказались сторонники обеих точек зрения (хорошим примером служит этиология ожирения).

 

Исследования мозга

Так как проявления гомосексуальности, как и сексуальности вообще, управляются нервной системой (высшими и периферическими отделами), внимание широкого круга исследователей мозга было привлечено к этому вопросу. Долгое время превалировал психологический подход, но в последнее время появились исследования нейробиологов, указывающие на отличие в операциях мозга у гетеро- и гомосексуалов.

Ведутся исследования, выявляющие причины гомосексуальности . Ряд исследователей делают предположение, что у гомосексуалистов имеется дисфункция, близкая по клинической картине к дефициту правого полушария. По данным этих обследований, у гомосексуалистов наблюдаются недостаточность двигательных и тактильных функций левой руки, сужение объёма восприятия и ухудшение выполнения заданий, связанных с отрицательными эмоциями. Исследования выявляют также, что гомосексуалы хуже гетеросексуалов выполняют пространственные задания, хуже выполняют тесты на прицеливание, что также может свидетельствовать об особенностях латерализации церебральных функций у таких лиц. Изначальная шовинистическая, гетеросексистская позицию исследователей может приводить к заведомой подтасовке или неверной трактовке результатов исследований.

 

Гомосексуальное поведение и психические расстройства

В 2001 году голландские учёные подтвердили предположение о том, что лица с гомосексуальным поведением имеют более высокий риск развития психических расстройств.

Методологические проблемы изучения гомосексуальности.
Все естественнонаучные исследования гомосексуальности основываются на базовом предположении о том, что гомосексуальность как отдельное явление действительно существует, то есть на эссенциалистском подходе к явлению. Поэтому метод работы в этой области оказывается идентичен методу исследования, например, леворукости. Между тем всё более влиятельный в XX веке конструктивистский подход ставит под сомнение само существование единой и неизменной для всех времен и народов гомосексуальности.

Особую трудность при исследовании гомосексуальности представляет выделение исходного материала исследования. Прежде (а в СССР и в России — и в самое последнее время) исследования гомосексуальности проводились либо на материале арестованных и осуждённых по соответствующему обвинению, либо на материале обратившихся за помощью к сексологу, психотерапевту, психоаналитику, психологу или психиатру. Понятно, что в обоих случаях выборка крайне нерепрезентативна (судебному преследованию чаще подвергались представители социальных низов, а за помощью к психологам, психиатрам или сексологам обращаются главным образом люди с множественными личностными, психологическими или сексуальными проблемами). Новейшие исследования гомосексуальности в странах Запада — как медико-биологические, так и социологические — проводятся преимущественно с привлечением добровольцев. Однако и в этом случае культурная реальность предшествует природной и предопределяет её. Человек, испытывающий те или иные влечения и позволяющий (или не позволяющий) себе реализовать их на практике, — это не то же самое, что человек, готовый более или менее публично признать это и принять участие в связанных с этой сферой жизни исследовательских проектах. Для этого надо быть готовым публично и открыто признать свою гомосексуальность. Способов же «объективного» определения сексуальной ориентации человека не существует. Имеющиеся методы основаны на предъявлении испытуемому эротических образов (рисунков, фотографий, видеозаписей) и регистрации возбуждения. Такой метод не учитывает того, что на сексуальное возбуждение влияет, кроме половой принадлежности объекта, множество иных факторов, вплоть до личного вкуса. Объективное выявление гомосексуальных склонностей было бы возможно на основании неких гормональных или генетических особенностей, однако именно существование таких особенностей у гомосексуалов как таковых (а не у какой-то субпопуляции гомосексуалов, участвующих в исследованиях) и требует доказательства в ходе исследований.

 

Социология гомосексуальности

В Российской империи сексуальные контакты между мужчинами были традиционно структурированы через отношения власти между хозяином и его подчиненными в больших домовладениях, монастырях, банях, тюрьмах и вооруженных силах. Подобные типы отношений сохраняются и сейчас в современных гомосоциальных сообществах тюрем или армии.

Новый тип гомосексуальной субкультуры, близкий к западному, начинает развиваться, согласно некоторым свидетельствам, в 1870—1910-х гг. В больших городах вроде Москвы, Петербурга, Киева или Минска начинают появляться места для круизинга (поиска сексуального партнера) и даже полулегальные заведения, где женственные мужчины проводили время в поисках сексуальных контактов с другими гомосексуалами, солдатами или студентами учебных заведений. Таких людей чаще всего называли «тётками». С самого начала это субкультура была отделена от традиционных патриархатных форм мужской сексуальности, но несмотря на это тесно связанной с явлениями проституции и патронажа.

Политика советских властей в отношении гомосексуальности в 1920-е годы не была однозначной. Уголовное наказание за мужеложство было отменено. Распространение получила левая кампания за «сексуальное освобождение». В то же время любые формы женственного самовыражения у мужчин жёстко критиковались как проявления «буржуазного разложения», тогда как маскулинность у женщин рассматривалась как революционный атрибут и оценивалась высоко. Подобный дискурс, связывающий гомосексуальность с гендерной инверсией, был отражением масштабного западного процесса психиатризации и патологизации гомосексуальности и стал его частью.

В 1930-е гг. общегосударственная кампания по очищению городского пространства от «социальных аномалий» вроде проституток, преступников и нищих, затронула также и гомосексуальную субкультуру. Ре-криминализация гомосексуальности в 1934 и последующие аресты многих гомосексуалов привели к тому, что гомосексуальная субкультура ушла в подполье и стала невидимой.

На протяжении всего советского периода существовало два основных способа обнаружения чьей-то гомосексуальности: рейды милиции по существующим «плешкам» (местам встреч в парках и др.) или частным квартирам, и определение передачи ИППП как результата анального или иного однополого сексуального контакта в государственной клинике. Гомосексуальность при этом определялась врачами как расстройство личности («сексуальная психопатия», «невроз сексуальной ориентации» и т. д.), а людей, практикующих однополый секс, принудительно помещали в психиатрические лечебницы и даже заключали в тюрьму.

Вместе с тем уголовное преследование гомосексуалов в советское время, начиная примерно с 1970-х годов, постепенно перестало быть тотальным и стало носить случайно-выборочный характер (во время очередных милицейских облав) или использовалось как средство запугивания и давления на неугодных властям лиц, тем или иным образом уличённых или заподозрённых в гомосексуальности (такие обвинения в некоторых случаях могли быть сфабрикованы). В то же время на факты гомосексуальности лояльных властям и/или не слишком «высовывавшихся» (например, не являвшихся частыми посетителями плешек и известных властям частных квартир) лиц советские власти того периода обращали сравнительно мало внимания.

Гомосексуальность некоторых советских артистов или писателей не была тайной для советских властей, но эти лица, как «социально полезные», не подлежали репрессированию. То есть применение 121 статьи УК РСФСР (предусматривала лишение свободы на срок до 5 лет; при отягчающих вину обстоятельствах (например, вовлечение несовершеннолетних) — на срок до 8 лет) в 70-е годы было выборочным.

Несмотря на репрессии, даже в небольших советских городах гомосексуально активные мужчины встречались и занимались сексом внутри или около общественных туалетов, в других публичных местах вроде парков или пустырей. Такой традиционный способ поиска партнёра долгое время был распространён. Однако с переходом большинства общественных туалетов в частную собственность и превращением их в платные, гомосексуальная активность в этих местах существенно снизилась. Курортные регионы (напр., Одесса или Крым) также были популярны среди гомосексуальных мужчин в советское время.

Фрейд и гомосексуальность

На рубеже XIX—XX веков принципиальное направление научным взглядам на гомосексуальность было задано работами Зигмунда Фрейда, полагавшего, что от природы человек бисексуален и что гетеросексуальные предпочтения формируются в раннем детском возрасте при правильном развитии личности, а гомосексуальные возникают при некоторых сбоях в этом развитии. При этом Фрейд был склонен относиться к гомосексуальности весьма терпимо и полагал, что терапия должна быть направлена не на изменение сексуальной ориентации, а на коррекцию возникающего как следствие психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и на принятие пациентом собственного «я».

Фрейд называл гомосексуалов инвертированными (сексуально-извращёнными). По его наблюдению инвертированные проявляют различное отношение в своём суждении об особенностях своего полового влечения, когда одни инвертированные относятся к своей инверзии как к чему-то понятному, энергично отстаивая её равноправие наряду с нормальным. Другие же инвертированные возмущаются фактом своей инверсии, ощущая её как болезненную навязчивость, и что именно такое сопротивление навязчивости инвертированного может составить условие, благоприятствующее терапевтическому воздействию при помощи внушения или психоанализа.

Фрейд считал, что автобиографические данные инвертированных не заслуживают доверия, так как инвертированные способны вытеснить из своей памяти доказательства их собственной гетеросексуальности, и что психоанализ подтвердил это подозрение в отношении доступных психоанализу случаев инверзии среди инвертированных.

 

Эволюция научных взглядов на гомосексуальность

Взгляды научного сообщества на гомосексуальность эволюционировали с течением времени. Единого мнения относительно того, является ли человеческая гомосексуальность нормой или отклонением, до сих пор не существует. Большинство современных учёных, тем не менее, признают её, наряду с гетеросексуальностью и бисексуальностью, одним из трёх равнозначно нормальных вариантов сексологической нормы по полу предпочитаемого объекта.

Те немногие учёные, которые, как Чарльз Сокарайдес и другие члены NARTH, сегодня выступают за признание гомосексуальности ненормальной и говорят о необходимости её «коррекции» (добровольной и по желанию самого человека), связаны с крайне религиозными или консервативными организациями. Это вызывает у их коллег из Американской психиатрической ассоциации сомнения в их научной добросовестности, в корректности проводимых ими исследований, в том, что эти учёные не смешивают научную истину с политической целесообразностью или с личными религиозными и моральными установками.

В ряде случаев эти сомнения удалось не только подтвердить, но и доказать наличие научной некорректности и даже прямых подтасовок в исследованиях Сокарайдеса. Были установлены также факты причинения непоправимого вреда пациентам, подвергавшимся «коррекции сексуальной ориентации». Всё это вместе привело к лишению ряда учёных, практиковавших «коррекцию сексуальной ориентации», дипломов и врачебных лицензий, учёных степеней и званий, исключению из APA и в ряде случаев к судебным процессам против них.

В свою очередь, члены NARTH неоднократно обвиняли коллег из APA, придерживающихся позиции о том, что гомосексуальность является вариантом сексологической нормы, в том, что они либо сами являются «латентными гомосексуалами», либо «попали под влияние гомосексуального лобби», то есть, тоже грешат против научной истины.

Некоторые из учёных, подвергавшихся такого рода обвинениям, подали в суд гражданские иски против членов NARTH по обвинениям в намеренном оскорблении, клевете и распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство, и выиграли процессы. В одном из таких судебных процессов истцу удалось доказать, что, хотя он лично действительно является гомосексуалом, его личная гомосексуальность не имеет никакого отношения ни к его научной позиции по вопросу о гомосексуальности, ни к научной корректности и добросовестности проводимых им исследований.

 

Эссенциализм и конструктивизм в исследованиях гомосексуальности

Осмысление проблем сексуальности вообще и гомосексуальности в частности в науке и публицистике последнего полувека проходит, главным образом, через полемику двух фундаментальных подходов — эссенциалистского и конструктивистского. Эссенциализм рассматривает сексуальность как фундаментально асоциальное и биологически данное влечение, направляемое импульсами или инстинктами. Сексуальность объясняется через соотнесение с некой внутренней сущностью человека, природной основой или универсальной моделью поведения и анализируется через набор бинарных оппозиций вроде естественное/неестественное, скрытое/видимое, базис/надстройка, истинное/ложное, реальность/интерпретация, сущность/проявление и др. Все разнообразие сексуальных практик дифференцируется и некоторые из них определяются как «нормальные» или «здоровые», а другие как «неестественные» или «извращенные». С этой точки зрения любая сексуальность предстает как чрезвычайно мощное, но деструктивное и опасное желание, которое может быть сдержано только формальным социальным контролем и строгими дисциплинарными техниками. Подобный взгляд коренится в иудео-христианской культуре и долгое время поддерживался психиатрией и классической социальной теорией.

Гомосексуальность при эссенциалистском подходе понимается как сущностная противоположность гетеросексуальности — в новейшее время аргументы для такого понимания ищутся не в библейских моральных запретах, а в биологической (генетической) предопределенности того или иного типа сексуального поведения: от природы каждый человек — то или иное, и социокультурные воздействия не способны изменить это положение дел. Парадоксальным образом эссенциализм является основой взглядов и радикальных противников гомосексуальности (настаивающих на изначальной ущербности всех, кому она свойственна), и её защитников, утверждающих, что за неотчуждаемые, природные свойства человека карать нельзя.

Другая точка зрения и теоретическая перспектива основывается на культурном анализе сексуальности, предложенном французским философом Мишелем Фуко в его работе «История сексуальности». Фуко показывает, что западная культура пронизана сексуальностью и стремится обозначить причины разных сексуальных практик и категоризировать их, отыскать «истину секса», а идентичность и даже внутреннюю сущность человека определить через его сексуальную биографию. Фуко обнаруживает, что то, что сегодня называется гомосексуальностью, в разных культурах и в разные эпохи категоризировалось по-разному: так, в некоторых полисах Древней Греции классического времени определенный тип гомосексуальных отношений (между взрослым мужчиной и подростком) был идеализирован в качестве социальной практики, не менее важной, чем институт брака между мужчиной и женщиной, причем подразумевалось, что один и тот же мужчина может участвовать в обоих типах отношений, — а вопрос о личных эротических предпочтениях человека признавался несущественным. Современное понимание гомосексуальности как определенной сексуальной ориентации предстает у Фуко не научной истиной, а всего лишь продуктом своей эпохи и свойственной этой эпохе картины мира (эпистемы). Выводы, близкие выводам Фуко, получили во второй половине XX века и ученые, изучавшие формы сексуальности у народов, не подвергавшихся влиянию западной цивилизации (прежде всего, у племен Новой Гвинеи): проявления гомо- и гетеросексуальности у этих народов значительно отличаются от известных и привычных в Европе.

Новейшие исследователи, восприняв идеи Фуко и феминистскую методологию, внесли значительный вклад в развитие анти-эссенциалистского подхода, который рассматривает сексуальность как социально-исторический конструкт. Сексуальная идентичность понимается как результат длительного процесса социализации, структурированного культурными традициями, классовыми характеристиками, одобряемыми гендерными ролями или семейной историей. Значения, которыми мы наделяем собственную сексуальность, социально организованы, определены набором дискурсов, которые стараются донести до нас то, что такое сексуальность, какой она может быть и соответственно какой она должна быть.

 

Основные способы концептуализации гомосексуальности

В разные эпохи и в разных культурах гомосексуальность понималась по-разному. Однако основные способы концептуализации этого явления довольно немногочисленны.

Институционализированная гомосексуальность. Институционализация гомосексуальности означает признание допустимости и даже необходимости гомосексуальных отношений в строго определённых ситуациях и неприемлемость их во всех остальных случаях. Этнографические исследования XX века показали, что у первобытных народов мужские гомосексуальные контакты во многих случаях выступают как составная часть инициации: взрослые мужчины племени должны совершить те или иные сексуальные действия с мальчиками-подростками для того, чтобы те тоже могли считаться взрослыми, и эти действия понимаются как передача мужской силы, мужского статуса. Поздним, значительно трансформированным вариантом такой культурной нормы выступала характерная для древних Афин и отражённая в сочинениях Платона, Ксенофонта и других авторов практика любовных (а не только сексуальных) отношений между мужчиной и юношей, содействовавших, по представлениям афинской аристократии, эмоциональному и интеллектуальному созреванию младшего партнёра. Какие-либо иные проявления гомосексуальности, кроме институционализированных, как в первобытном обществе, так и в Афинах, судя по всему, не одобрялись. Другой тип институционализированных гомосексуальных отношений, также существовавший во многих древних культурах, был связан с культами плодородия и выражался в сакральной проституции, которую могли практиковать храмовые служители обоих полов; мужская храмовая проституция отмечалась во многих культурах Ближнего Востока и Передней Азии. Третий тип институционализированной гомосексуальности — выделение в обществе «третьего пола», то есть людей, которые биологически принадлежат к одному полу, но выполняют социальные роли противоположного пола, что зачастую распространяется и на их сексуальное поведение; наиболее исследован феномен «третьего пола» у ряда индейских племен, где такие люди назывались бердач или бердаче (возможно, впрочем, что правомернее рассматривать бердачей как институционализированных транссексуалов). Кроме того, можно указать на существование ханит у омани и на таитянских маху.

 

Гомосексуальность как грех

Представление о гомосексуальном поведении как о грехе сложилось в иудаизме и было унаследовано от него другими монотеистическими религиями. Принято считать, что резко отрицательное отношение иудаизма к гомосексуальности (впрочем, как и к любым другим проявлениям сексуальности, не связанным с браком и задачами деторождения) было связано с конкуренцией ближневосточных религиозных культов: ближайшие соседи древних иудеев тяготели как раз к культам плодородия, в которых сексуальность понималась символически и широко практиковалась за пределами брака.

Мера тяжести данного греха в разное время в разных религиях оценивалась по-разному (cм., например, заявления высокопоставленных представителей исламского духовенства в России). Существенно, однако, что, как всякий другой грех, грех гомосексуальности (гомосексуального вожделения или совершённого сексуального акта) рассматривался как однократное событие, за которое грешника можно было подвергнуть церковному наказанию, в котором он мог покаяться и т. п. По религиозным представлениям, отдельный человек мог испытывать особую склонность к греху гомосексуальности (как другой человек испытывает особую склоннность к греху чревоугодия, гордыни и т. д.), но это никак не выделяло его из общей массы грешников.

 

Гомосексуальность как преступление

По мере постепенной секуляризации общества авторитет церкви оказывался недостаточен для сдерживания не одобряемого религией поведения, и часть полномочий церкви перешла к государству: в дополнение к религиозно мотивированному понятию греха гомосексуальность стала концептуализироваться и как преступление против общества. При этом, как и в предыдущем случае, предполагалось, что преступник может совершать преступление или не совершать его, а наказание может отвратить его от дальнейших преступлений.

 

Гомосексуальность как патология

В XIX веке, когда процессы секуляризации в европейской культуре ещё усилились и прогресс естественных наук привел к попыткам полностью объяснить человеческую жизнь природными факторами, возникло представление о гомосексуальных наклонностях как о некоей природной аномалии, болезни (эта концепция представляла собой частный случай более общей идеи Ломброзо о том, что вообще грех и преступление суть проявления особой природы отдельных людей, то есть преступником человек рождается). В наиболее ранних медицинских трудах по этому вопросу предполагалось даже, что гомосексуальность связана с анатомическими аномалиями (например, с отклонениями в размере и форме полового члена). С развитием в XIX веке клинической психопатологии и психиатрии гомосексуальность стали понимать как умственное расстройство[источник?]. Наконец, в XX веке разновидностью концептуализации гомосексуальности как болезни стало разрабатывавшееся в гитлеровской Германии понимание гомосексуальности как неустранимого генетического дефекта, природной неполноценности индивида.

В отличие от всех предыдущих способов концептуализации гомосексуальности, медико-биологический подход к ней делает акцент не на тех или иных конкретных поступках или формах поведения субъекта, а на некотором постоянном или временном свойстве человека, которое наличествует в нём даже в том случае, если этот человек никак не проявляет своих склонностей.

 

Гомосексуальность как свойство личности

Взяв за основу медико-биологический подход, публицисты-правозащитники конца XIX века — Карой Кертбени, Карл Ульрихс, Магнус Хиршфельд и другие — поставили под сомнение отношение к гомосексуальности как к патологии: по их мнению, нет оснований понимать гомосексуальность как болезнь, если своему носителю она не причиняет заметного ущерба.

Социальный вред гомосексуальности также был поставлен исследователями рубежа XIX—XX вв. под сомнение. На протяжении XX века в ходе общего распространения либеральных ценностей широко распространилась и концептуализация гомосексуального влечения как свойства личности (скорее всего, врождённого), не требующего ни медицинского, ни юридического вмешательства.

 

Оправдание гомосексуальности

Отношение к гомосексуальности в современном западном обществе варьирует в достаточно широких пределах, и хотя в целом социологические опросы в западных странах за последние полвека показывают отчётливое движение в сторону принятия гомосексуальности как варианта нормы, моральные претензии к лицам гомосексуальной ориентации и их защитникам продолжают предъявляться.

Основные аргументы противников гомосексуальности и контраргументы её защитников таковы:
Гомосексуальность — грех, все религии мира осуждают её. В действительности речь идёт не о всех современных религиях, а об иудаизме и основанных на нем христианстве и исламе, а также индуизме и конфуцианстве (другие религии в большинстве своем мало интересуются гомосексуальностью и никак специально не высказывают своего отношения к ней). Некоторые конкретные доводы религиозно настроенных людей против гомосексуальности основаны на интерпретации определенных эпизодов Священного Писания (в частности, ветхозаветная история о уничтожении городов Содома и Гоморры за грехи их жителей), в целом, безусловно, священные книги всех трех религий говорят о резком неприятии гомосексуальности (например, Левит 18:22 и др.; К римлянам 1:26-27; подробнее см.). Правда, во многих случаях такое же резкое неприятие обрушивается в этих книгах и на поступки, которые сегодня в рамках христианства воспринимаются как совершенно приемлемые — например, на употребление в пищу животного жира, крови и приготовленных из них блюд (Левит 3:17, 7:23-27 и др.), а также свинины, зайчатины, страусятины, мяса тушканчика, нетопыря и ряда других животных (Левит 11:4-19), на ношение одежды, сшитой из тканей разного происхождения (Левит 19:19), на подстригание бороды (Левит 19:27), и т. п. Некоторые конфессии (прежде всего, ряд течений протестантизма) считают запрет на гомосексуальность настолько же устаревшим и подлежащим отмене, насколько запрет на поедание кровяной колбасы. Другие конфессии удерживают этот запрет и настаивают на его актуальности. Однако, в любом случае, запреты, накладываемые той или иной религией, в современном обществе могут распространяться только на тех, кто причисляет себя к этой религии.

Гомосексуальность — нарушение природного предназначения человеческой сексуальности. Вопрос о том, имеет ли гомосексуальность природное или культурное происхождение, остаётся спорным. В доказательство того, что гомосексуальность не нарушает законов природы, часто приводят факты гомосексуальных спариваний у животных, хотя полного научного объяснения этих фактов пока нет. С другой стороны, поведение человека в целом весьма далеко уклоняется от природной данности, в том числе и в сексуальной сфере: в природе, например, не существует контрацепции. Остается неясным, отчего именно в случае гомосексуальности следовать природе — хорошо, а не следовать — плохо (в то время как во многих других сферах — в области питания, например, — уход от природной данности оценивается как норма).
Гомосексуальность вредна с демографической точки зрения, она приводит к падению рождаемости. Падение рождаемости, в самом деле, начиная с середины XX века представляет все более серьезную проблему для европейской цивилизации. Характерно, однако, что эта проблема появилась за несколько десятилетий до широкомасштабной либерализации отношения общества к гомосексуальности. Распад традиционной семьи с большим количеством детей стал результатом сложного комплекса факторов, среди которых декриминализация гомосексуальности вряд ли играет значительную роль: по чисто статистическим причинам основной вклад в демографический спад в Европе вносят гетеросексуальные семьи без детей или с единственным ребенком.

Гомосексуальность вредна с медицинской точки зрения, поскольку анальный секс более травматичен и связан с бо́льшим риском заражения СПИДом, чем любые другие виды сексуального контакта (подробную аргументацию по этому и следующему пункту содержит эта статья). Действительно, травматическая и инфекционная опасность анального секса относительно высока, хотя и другие формы сексуального контакта (в т.ч. вагинальный секс) сопряжены с определенными опасностями для здоровья. Строгое соблюдение гигиены и следование правилам безопасного секса существенно снижает риск, но, как и в других случаях, не сводит его к нулю. Между тем понятно, что анальный секс не является ни исключительно гомосексуальной практикой (эта форма контакта используется и гетеросексуальными партнерами), ни всеобщей гомосексуальной практикой (используется не во всяком гомосексуальном контакте и не всеми лицами гомосексуальной ориентации), а потому, строго говоря, переносить напрямую негативное отношение к анальному сексу на гомосексуальность как таковую неправомерно. Основное возражение сторонников толерантного отношения к гомосексуальности связано, однако, с самой постановкой проблемы. В жизни и деятельности современного человека есть множество явлений, сопряжённых с повышенной медицинской опасностью. Травмами, в том числе со смертельным исходом, чревато использование самой разной техники начиная с автомобиля. Беспрецедентные для человеческой истории по частоте и интенсивности перемещения людей по всему миру существенно обостряют эпидемиологическую опасность. Многие, в том числе широко распространённые, виды пищи вредны для здоровья. Со значительными рисками для организма связаны занятия многими видами спорта на профессиональном уровне. Наконец, вред от курения и употребления алкоголя не подвергается сомнению современной наукой. Однако человечество в целом не отказывается от этих и многих других вещей: верх берут соображения пользы, удобства, удовольствия. Забота о своём организме не является главным регулятором жизни большинства людей — и это распространяется в том числе на сексуальную сферу. Выбор человеком образа жизни, в котором присутствует та или иная доля риска для его собственного здоровья, будь то злоупотребление кофе или животными жирами, занятия альпинизмом или анальный секс, вряд ли может быть поводом для морального осуждения.

Гомосексуальность связана с промискуитетом: у тех, кто ведет гомосексуальный образ жизни, значительно больше сексуальных партнеров. Статистика в целом подтверждает этот факт, хотя ничего не говорит о его причинах. Некоторые социологические опросы показывают, что для многих лиц гомосексуальной ориентации бо́льшее постоянство в сексуальной жизни желательно, но недостижимо из-за общественного неприятия гомосексуальности, затрудняющего поиск партнера и построение отношений семейного типа; наоборот, некоторыми гетеросексуалами недостаток сексуальной свободы воспринимается как проблема, а увеличение числа сексуальных партнёров — как желательное, но труднодостижимое. В целом, однако, вопрос о сексуальной свободе и множественности сексуальных партнеров не связан прямо с гомосексуальностью: это вопрос о моральной оценке секса как такового. Представление о том, что сексуальных партнеров в жизни человека должно быть как можно меньше (в идеале — один: законный супруг или супруга), основанное на суровой асексуальной морали монотеистических религий, в XX веке было поставлено под вопрос.

 

Риски для здоровья

Анальный секс, который, согласно свидетельству Кона, практикуется гомосексуалами, сопряжен с риском заражения некоторыми болезнями. Несмотря на опасность заражения, в частности заражения СПИДом, по сообщению английских ученых, частота анального секса без применения презерватовов неуклонно растет. Эти исследователи отметили, что английские гомосексуалисты часто не пользуются мерами защиты при анальном сексе, имеют значительное число половых партнеров и поэтому часто заражаются различными инфекциями. Значительную частоту заражений при половых контактах у гомосексуалистов отмечают и австралийские ученые. Число гомосексуалистов, зараженных ВИЧ, выросло на Тайланде за период с 2003 по 2005 год. С более подробными данными можно ознакомиться в обзорном исследовании: Саранков Ю. Медицинские потребности и проблемы мужчин, имеющих сексуальные отношения с мужчинами. — Киев: СПИД Фонд Восток-Запад, 2006. —104 с.

Статистические исследования и математическое моделирование показывают, что распространению заболеваний среди гомосексуалов значительно способствует гей-туризм. 22% посетителей курорта для геев во Флориде вступили в половые сношения с несколькими партнерами всего за 4 дня отдыха, а одна треть — с хотя бы одним. Математическая модель показала, что такое поведение приводит к 201 заражению ВИЧ в год.

Венерические заболевания — венерические заболевания передаются при анальном сексе. Например, французские медики сообщили о вспышке сифилиса в 2006 году среди гомосексуалистов и бисексуальных лиц. Половина гомосексуалистов и бисексуалов, заболевших сифилисом, оказалась инфицирована ВИЧ.

Мочеполовой шигеллез — заболевание, вызываемое шигеллами, которые находятся в толстой и прямой кишке. По сообщению английских ученых, в 2006 году произошла вспышка этого заболевания среди лондонских гомосексуалистов.

СПИД — в 2004 году в Западной Европе 31% новых случаев заражения ВИЧ зафиксирован у гомосексуалов. В Дании, Германии, Греции и Нидерландах гомосексуалы преобладают среди заболевших. В Восточной Европе доля гомосексуалов среди заболевших невелика — 1%. Именно на начальном этапе эпидемии СПИД был чрезвычайно распространён в среде гомосексуалов.

Проктит — этим заболеванием можно заразиться как в результате анального секса, так и анально-оральным путем, то есть в результате прямого или опосредованного контакта рта с анусом. Страдают преимущественно пассивные гомосексуалисты. У гомосексуалов нередко бывает гонорея прямой кишки (гонорейный проктит).

Проктоколит — У гомосексуалов чаще вызывается кампилобактериями или шигеллами преимущественно при орально-анальном контакте.Почти исключительно у гомосексуалов были найдены два штамма кампилобактерии (С. cinaedi и С. fennelae). Это может указывать на их связь с проктоколитом.

Энтерит, энтероколит — передается анально-оральным путем. У гомосексуалов вызывается кишечной лямблией.

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки — передается анально-оральным путем.

Язвенно-эрозивные поражения ануса — возникают в результате заражения такими микроорганизмами, как Herpes simplex virus, Chl. trachomatis (LV serotypes), Treponema pallidum, Haemophilus ducreyi, Calymmatobacterium gr., Cytomegalovirus hominis.

Папуло-веррукозные поражения ануса (аногенитальные бородавки, широкие кондилломы при вторичном сифилисе) — вызываются Treponema pallidum, Human papillomavirus.

Анальная неоплазия и плоскоклеточная карцинома ануса — вызывается Human papillomavirus.

Уретрит (воспаление мочеиспускательного канала) — происходит в результате попадания в мочеиспускательный канал из ануса партнера таких микроорганизмов, как Chlamydia trachomatis, Neisseria gonorrhoeae, Herpes simplex virus, Entamoeba histolytica, Escherichia coli. У гомосексуалов N. gonorrhoeae и C. trachomatis способны вызвать инфекции прямой кишки, ротовой полости и глотки.

Баланит и баланопостит — вызывается Chlamydia trachomatis, Candida spp. и патогенными амебами.

Язвенно-эрозивные поражения полового члена — вызываются Treponema pallidum, Human papillomavirus.

Гельминтные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз) — заражение происходит анально-оральным путем.

 

Гомосексуальные семьи

Гомосексуалы могут создавать устойчивые пары, подобные гетеросексуальным партнерствам. Иногда они даже вступают в брак. В некоторых странах: Нидерландах, США (Массачусетс), Германии (партнерства), Великобритании и др. такие браки разрешены законом. В некоторых странах семьи гомосексуалов могут усыновлять и воспитывать детей.

Источник: "Википедия"

гомосексуальность, фокус, история