Гей портал Беларуси

Восточная Европа как трансвестит

 

В январе 2012 в берлинском HBC Arts Centre на Александрплац прошла выставка «Восточная Европа как трансвестит» ("Eastern Europe in Drag”) — кураторский проект Дмитрия Суслова. В мае этого года выставка была также представлена на фестивале современных искусств "Site” в Страуде (графство Глостешир, Великобритания), а в июне 2012 в рамках проекта «Восток на Востоке» ("East in East”) она открылась в лондонской галерее "Rich Mix”. В данный момент Дмитрий как куратор-фрилансер ассистирует в разработке концепций будущих выставок лондонского музея Виктории и Альберта, главным образом — выставке о Дэвиде Боуи, масштабного проекта музея в 2013 году.


© Фото Дмитрий Суслов / 2011

Дима, поздравляю с первым персональном кураторским опытом. Расскажи о содержании и ходе этого проекта.

Идея выставки родилась в момент выбора темы магистерской диссертации в университете Амстердама, и первый просмотр состоялся в галерее Уорикского университета (втором университете по моей учебной программе). Меня вдохновил классический документальный фильм о нью-йоркской травести-сцене «Париж в огне» ("Paris is Burning”), и в особенности нарративная структура фильма, выбранная режиссером Дженни Ливингстон. Мне захотелось сделать нечто подобное, но используя язык выставки и восточноевропейский материал.

Довольно хорошо представляя себе реалии посткоммунистической Европы, в том числе уровень гомофобии и общего социального неприятия, всего выходящего за рамки традиционных социальных норм, я попытался ответить на ряд простых вопросов:

1) Какие цели преследуют травести-артисты в этих странах (иными словами, для чего и для кого они выступают)?

2) Считают ли травести-артисты свою деятельность формой гей-активизма?

3) Какие основные различия в стилистике и эстетике травести-шоу в Беларуси, Польше и Украине?



Изначально этот кураторский проект был для меня чем-то большим, нежели простое выполнение школярской повинности. Таким образом, уже на подготовительной стадии этого культурологического исследования я думал о нем как о реальной выставке, которая сможет донести до западноевропейской аудитории информацию о современной социальной ситуации в Восточной Европе, а конкретнее в Беларуси, Польше и Украине. Сам выбор стран был для меня неслучайным. Мне непременно хотелось включить в свое исследование Беларусь — terra incognita для большинства европейцев, живущих западнее Берлина, но учитывая экзотичность «синеокой», для представления отечественного материала мне необходим был более широкий контекст. Учитывая культурную и историческую близость Польши, Беларуси и Украины и различия политического климата в этих странах на данном этапе, такой выбор представлялся наиболее логичным.

Таким образом, у меня появилась возможность понять, как такие факторы, как религиозные традиции католицизма и православия, посткоммунистическая ментальность, а также степень вестернизации Восточной Европы, влияют на социальное приятие или неприятие сексуальных меньшинств.


Постеры выставки "Eastern Europe in Drag”

Почему выставка посвящена травести движению?

Мой интерес к весьма специфическому жанру гей-субкультуры — травести-шоу (drag show в английской традиции) вовсе не был некоей странной прихотью. Во-первых, меня привлекала визуальность и провокационность жанра, а во-вторых — его историческая близость с политизированным ЛГБТ-движением. Во время Стоунволлского восстания в Нью-Йорке, когда представители гей-сообщества впервые в истории оказали сопротивление узаконенной государством системе преследования сексуальных меньшинств, именно травести-артисты (англ. drag queen) были на передовой и в буквальном смысле бросались грудью на амбразуру. Через свое исследование я попытался понять, имеют ли травести-артисты в современной Беларуси, Украине и Польше те же цели и ту же роль в ЛГБТ-движении, что и их американские коллеги более сорока лет назад.

Я думаю сейчас, после того, как эта выставка открылась в ряде западноевропейских городов, было бы замечательно попробовать провести ее в Минске, Варшаве и Киеве, жители которых в большинстве своем так же мало знают о местной гей-субкультуре, проблемах гей-сообщества и реальных формах проявления гомофобии, как и зрители в Берлине, Страуде и Лондоне.


© Александра Кононченко / "Tais” / 2011

Да, в Минске ее стоит провести. Расскажи о выставке в Берлине.

После того, как был собран весь материал и готова концепция выставки, основным вопросом стало, в каком же городе она будет представлена впервые. Наш выбор с Нелли Казук, главным менеджером проекта, пал именно на Берлин.

Нелли занялась поиском галереи и в дальнейшем вела все основные переговоры с немецкой стороной: HBC арт-центром, прессой и телевидением. Это было достаточно непростой задачей, учитывая практически полное отсутствие финансовой поддержки проекта. Средства на покрытие минимальных затрат на его реализацию собирались буквально с миру по нитке. Я искренне благодарен всем друзьям и просто доброжелателям, поддержавшим проект, а также музею Виктории и Алберта, оказавшим помощь в профессиональном распечатке фоторабот и плакатов.

Благодаря Нелли, выставка не только состоялась в одном из знаковых арт-центров Берлина, но и стала настоящим событием. Практически полной неожиданностью было появление на открытии звезды немецкой травести-сцены Глории Виагры, которая всех и вся фотографировала на айфон, обещая «потом показать подругам». Помимо Глории, само открытие снимал также крупнейший культурный телеканал Германии — ZDF Kultur.


© Егор Цодов / "Вход в клуб Sortie" / "Entrée/Sortie" / 2011



Кто принял участие в проекте из Беларуси?

Ядром проекта стала творческая группа, собравшая таких авторов из Минска, как Александр Монич, Анна Бабицкая и Надежда Петрушина. Все эти артисты участвовали в разработке художественной концепции выставки, начиная от плейлиста до идей использования пространства галереи. Я уверен, наши нервные skype-конференции хорошо запомнились каждому из них.

Александр Монич разработал макет плаката и позднее вместе с дизайнером Егором Цодовым приступил к его реализации. Анна Бабицкая стала автором трех видеоинсталляций выставки «Травести-активизм» ("Drag Activism”). Вместе с Анной мы часами просматривали отснятые мною видео и выбирали наиболее удачные и яркие кадры. Надежда Петрушина подготовила серию иллюстраций «Нарисованное на бумаге» ("Drawn on Paper”), вошедшую в каталог выставки (дизайн Василий Сокуренко). Инсталляция Надежды «Без названия» ("Untitled”), фокусирующаяся на этнографических особенностях восточноевропейских травести-шоу стала одной из центральных в выставке.


© Александра Кононченко / "Tais” / 2011


Из ряда фоторабот, я выбрал лишь две крупные серии: «Вход-Выход» (Entrée/Sortie) Ольги Пуховской и Егора Цодова и «Таис» ("Tais”) Александры Кононченко. Первая серия послужила вступлением к выставке. Фотографии входов в гей-клубы и бары Варшавы и Минска более чем красноречиво свидетельствуют о полупартизанском статусе гей-субкультуры в Польше и почти ее полном отсутствии в Беларуси. Работы Александры — четыре фотографии белорусской травести-дивы Таис. Основываясь на традициях реалистичного портрета и используя технику репортажной съемки, фотограф выбирает «неординарный» предмет изображения — женственность мужчины, что позволяет достичь почти скандального эффекта.

На выставке также были представлены видеоработы двух артистов не из Беларуси. Миланд Суман (Miland Suman) — автор из Лондона, вдохновленный темой проекта, создал анимационный ролик о неустойчивости границ между бинарной оппозицией мужское-женское «Гендерная машина» ("Gender Machine”). Специально для "Eastern Europe in Drag” австралийский режиссер Логан Муха (Logan Mucha) представил сокращенный вариант своего документального фильма «Любовь в Восточном Блоке» ("East Bloc Love”). Это уникальное видео дало возможность зрителям рассматривать остальные работы выставки в более широком социальном и политическом контексте посткоммунистической Европы.

Напоследок хотелось бы выразить отдельную благодарность всем травести-артистам, давшим согласие на интервью, за их и открытость, а так же Сергею Енину, Грэгу и Ольге Пуховской за помощь в подготовке польских материалов выставки.

Всего комментариев : 0

 

 ПОПУЛЯРНОЕ

Мэр Ивано-Франковска отказал геям в праве быть патриотами Украины

CityDog опубликовал статью о закрытой ЛГБТ-вечеринке, «засветив» ее участников. Нарушен закон о СМИ?

Гей-пара сыграла первую в истории Кипра публичную однополую свадьбу

В китайских сериалах запретили секс, ведьм и геев

ВПА призывает к повсеместной декриминализации гомосексуальности

 ПОСЛЕДНЕЕ

Игротека Queerspace состоится 13 апреля

Презентация книги «Женский активизм в Беларуси»

Без «радужных флагов», но вместе со всеми

ВПА призывает к повсеместной декриминализации гомосексуальности

Балтийский прайд 2016 пройдет в Вильнюсе с 16 по 22 июня

 

ТЕГИ ❯

травести, ТАИС, Беларусь, культура

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ❯