Гей портал Беларуси

Гомофобия в белорусском образовании

 

17 мая является Международным днем против гомофобии и трансфобии (IDAHO), начиная с 2004 года. Выбор пал именно на эту дату, так как в этот день в 1990 году было принято решение Всемирной организации здравоохранения исключить гомосексуальность из списка психических заболеваний и расстройств.


Основная цель этого дня – привлечь внимание политиков, общественности и медиа к вопросам гомофобии и трансфобии и продвигать принципы толерантности, уважения и свободы для всех людей, независимо от их сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В этом году Комитет IDAHO выступил с инициативой посвятить этот день компании по «Борьбе с гомо/трансфобией в образовании и с помощью образования». Система образования способствует формированию гомо/ трансфобии как напрямую, посредством конкретных рассуждений, заявлений и действий, так и косвенно, посредством продвижения как единственно возможной гетеронормативной модели организации жизни в обществе.

Современной системе образования, как в Беларуси, так и в других странах мира, всё еще присуща дискриминация по сексуальной ориентации.
В Беларуси эта проблема приобретает особое значение в связи с сильной традиционалистской направленностью государственной политики. Это проявляется и в искаженном понимании гендерной политики, которая поддерживает гендерную дискриминацию, и в отсутствии зарегистрированных ЛГБТ-организаций в стране, а также в откровенных сексистских и дискриминационных заявлениях президента.

Что такое гомо/трансфобия?

В Резолюции Европарламента от 18 января 2006 года гомофобия определяется как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму».

В свою очередь «трансфобию» можно обозначить как различные виды отвращения, ненависти или неприятия по отношению к транссексуальности.

Гомо/трансфобия тесно связаны с такими понятиями как «гетеросексизм» и «гетеронормативность», они выступают в качестве оппозиции к гетеросексуальности как доминирующей по отношению к любым не-гетеросексуальным практикам и идентичностям, которые соответственно патологизируются и табуируются. Другими словами, гетеросексуальность принимается людьми по умолчанию как единственная и нормальная сексуальная ориентация и вариант развития человека. А иные формы сексуальности оказываются отрицаемыми, преуменьшенными, дискриминируемыми, преследуемыми [1]. Соответственно, гомофобия и трансфобия поддерживают систему гендерной стратификации и иерархических отношений и направлены на защиту патриархатных отношений.

«Шаг – влево, шаг – вправо…»

В образовании гомо/трансфобия может проявляться, во-первых, в умалчивании информации о разных вариантах гендерных и сексуальных идентичностей. В учебниках и в ходе учебного процесса не сообщается информация о гомосексуальных отношениях тех или иных исторических личностей, отсутствует информация об общественно-политических движениях ЛГБТ (движениях лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов) в защиту своих прав. Все люди по умолчанию представляются как гетеросексуальные.

Например, учащимся и студентам вряд ли расскажут об отношениях Марины Цветаевой и Софии Парнок, хотя понять некоторые их произведения без этого чрезвычайно трудно [2]. А ведь подобная информация может стать тем, что начнет трансформировать ригидную норму, транслируя идеи толерантности и разнообразия выбора и образов самоопределения.

Во-вторых, гомо/трансфобия проявляется в подчеркивании того, что есть «норма», а что – «патология». Все другие, кроме гетеросексуальных, проявления артикулируются как «плохие» и «неправильные». Это можно обнаружить как в повседневной коммуникации учащихся и педагогов между собой и друг с другом, так и в самих учебниках и учебных пособиях.

Анализ беларусских учебных пособий по воспитательной работе показывает, что содержание этих пособий является дискриминационным по отношению к ЛГБТ.

Процесс воспитания основывается на представлении о заложенном «природой» гетеросексуальном развитии человека как единственном нормальном варианте развития.

Так, в пособии 2008 года «Педагогика и психология семейного воспитания» отмечается, что «главная жизненная задача, на решение которой ориентирована сексуальность человека, – это создание и поддержание брачно-семейных отношений» [3].

Также в пособиях осуществляется патологизация не-гетеросексуальных гендеров. Используются такие медицинские категории как «гомосексуализм», «бисексуализм», «транссексуализм». Однако в западных обществах уже стало практикой более широкое использование понятий «гомосексуальность», «бисексуальность», «транссексуальность», способствующих демедикализации этих явлений. В изданиях не только не появляются эти, более толерантные формулировки, но даже наоборот – используется и более грубая риторика.

В ряде достаточно современных изданий за период 2008–2010 годов гомосексуальность и бисексуальность определяются через такие понятия, как: «наиболее грубые нарушения психосексуального развития» [4], «половые извращения», «болезненные нарушения направленности полового влечения или способов его удовлетворения, когда отмечаются качественные изменения полового влечения» [5], «проблема сексуальной ориентации» [6].

Более того, при обращении к «иным» сексуальностям кроме гетеросексуальной используются психолого-психиатрические объяснительные концепции:

«Причем для развития полноценной личности мужчины или женщины весь этот путь нужно пройти без единого сбоя, что, к счастью, удается большинству из нас.

Можно только представить, какие проблемы в будущем таят в себе нарушения на каком-либо этапе развития человека, начиная с многочисленных генетических поломок …, уродств наружных половых органов и проблем, связанных с неправильной половой дифференциацией мозга в виде транссексуализма, трансвестизма, трансролевого поведения и, по мнению некоторых специалистов, гомосексуализма» [7].

Ситуация с учебными пособиями является закономерным отражением и хорошим примером отношения государственных институций и структур к теме сексуальности. Использование патологизирующей риторики и замалчивание определенных тем транслирует далеко не толерантные установки. Соответственно, речь идет о создании четкой генеральной линии, унификации единственного варианта жизнеопределения для всех. Подобные процессы не могут не сказываться на процессах коммуникации и не провоцировать насилие в отношении тех, кто не подпадает под категорию «нормы». 

Гомофобия в форме «буллинга»



Гомофобный «буллинг» – это дискриминационные действия или высказывания в сфере образования (травля, обидные шутки, моральное давление, физическое насилие и др.), обусловленные сексуальной ориентацией учащегося/учащейся и направленные на создание невыносимых условий учебы. К сожалению, до сих пор не проведено еще исследований распространенности различных форм насилия в отношении ЛГБТ в системе образования Беларуси, поэтому мы не можем апеллировать к данным по беларусскому контексту. Однако исследования в других странах демонстрируют, насколько распространен «буллинг». И можем ли мы ожидать, что, имея подобные, приведенные выше пособия по воспитанию, мы будем чувствительными к ЛГБТ в образовании?

В обзоре о гомофобном «буллинге» в образовательных учреждениях, подготовленном ЮНЕСКО для Международной встречи в Бразилии 6–9 декабря 2011 года, представлены обширные данные по различным исследованиям. Эти исследования, проведенные в США, Европе, Австралии и Новой Зеландии, демонстрируют, что ЛГБТ чаще сталкиваются с насилием и агрессией в школе, нежели их гетеросексуальные сверстники. При этом насилие проявляется в самых разных формах, как вербальных, физических и сексуальных, так и в форме игнорирования, изоляции со стороны сверстников, педагогов, администрации.

Например, исследование в США позволило установить, что физическому насилию подвергались 40% ЛГБ и 27% трансгендерных студентов/студенток, вербальному – соответственно 85% и 64%. В Канаде также 37% транссексуальных и более 20% ЛГБ студентов/студенток сталкивались с физическим насилием, соответственно 74% и 55% – с вербальным. Также 10% ЛГБТ студентов/студенток отметили, что регулярно слышат гомофобные комментарии от педагогов.

Показательны также результаты исследований в некоторых европейских странах. Так, согласно исследованию в Англии, 65% ЛГБ учащихся были жертвами «буллинга» в школе. 97% – сталкивались с вербальным насилием, 41% – с физическим, 17% – получали угрозы убийства, а 12% – подверглись изнасилованию. При этом 52% учащихся слышали гомофобные высказывания и замечания от учителей и администрации, а 30% считают, что взрослые спровоцировали случаи гомофобного «буллинга» в школе. Только 23% ЛГБ учащихся слышали в своей школе осуждения гомофобного «буллинга». Следует отметить, что в тех школах, где педагоги и администрация высказывались с осуждением гомо/трансфобии, 60% ЛГБ учащихся отметили, что никогда не испытывали насилия в свой адрес в школе [8].

Что касается исследований на постсоветском пространстве, то они практически отсутствуют. Однако в 2011 году вышел отчет о положении ЛГБТ в Украине в 2010–2011 годах. Опрошено 1721 ЛГБТ респондентов из различных регионов Украины. Среди тех опрошенных, о которых было известно или существовали догадки по месту учебы об их гомо/бисексуальности, треть (31%) испытывала какие-либо притеснения в связи с этим. Наиболее частыми были случаи предвзятого, по сравнению с другими учащимися/студентами, отношения со стороны преподавателей (так считают 34% респондентов).

Также достаточно распространенными были ситуации, когда администрация учебного заведения не предпринимала никаких действий, чтобы защитить учащегося/учащуюся от нападок со стороны других (25% респондентов отметили эту ситуацию). Около 13% респондентов отметили, что были вынуждены покинуть учебу по причине оказываемого психологического давления и нападок. В интервью молодой мужчина (21 год) отметил: «Отношение было просто хамским, было иногда так, что меня били, а учитель ничего не мог сказать и просто отвечал, что это нормальное школьное явление!»

Можно констатировать, что факты насилия в отношении ЛГБТ являются достаточно распространенными.
Для определенной части учащихся, которые не вписываются в жесткие рамки нормы, школа становится опасным местом, где их доступ к образованию в связи с этим затруднен. Всё это противоречит декларируемым на государственном и международном уровнях идеям толерантности, либерализма и демократии.

***

Что же транслирует система образования? Установку на то, что желательная норма – это гетеросексуальность, и лучше стараться избегать отклонений от заданной программы. Эта установка становится краеугольным камнем процветания гомофобии и трансфобии в образовательном пространстве. Гомофобия приводит к тому, что общество не видит и не замечает гомосексуалов, бисексуалов, трансгендеров, и к тому, что процветает дискриминация по признаку сексуальной ориентации.

Существование патологизирующей риторики и насилие в отношении ЛГБТ в образовании во многом связано с тем, что фактом своего существования они раскачивают понятие «нормы», идею о существовании естественных форм поведения и социальных ролей для мужчин и женщин. Это ведет к тому, что насилие становится средством контроля и угнетения. Очень хочется, чтобы 17 мая и не только в этот день люди чаще задумывались о таких понятиях, как толерантность и разнообразие.

Примечания

[1] Rich A. Compulsory heterosexuality and lesbian existence // Signs. Vol.5. (No.4). 1980, P.631-660.

[2] Сабунаева М.Л. Внутренняя гомофобия: Боюсь ли я сам себя? СПб., 2011.

[3] Педагогика и психология семейного воспитания / Под ред. М.П. Осиповой. Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. С.38.

[4] Как сохранить репродуктивное здоровье. Под ред. Е.М. Русаковой. Мн., 2008. С.121.

[5] Половое воспитание подростков и профилактика инфекций, передаваемых половым путем / О.В.Панкратов и др. Мн., 2010. С.47.

[6] Капустин Д.З. Основной инстинкт. Уроки сексуальной грамотности. Мн., 2009. С.261.
[7] Там же. С.14.

[8] Информация по этому исследованию также представлена в отдельном национальном отчете.

---
Мнения авторов статей в блогPOST могут не совпадать с мнением редакции. Данные материалы являются частным мнением.

Приглашаем читателей обсуждать статьи, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные мнения/статьи/записи.

Всего комментариев : 0

 

 ПОПУЛЯРНОЕ

Мэр Ивано-Франковска отказал геям в праве быть патриотами Украины

CityDog опубликовал статью о закрытой ЛГБТ-вечеринке, «засветив» ее участников. Нарушен закон о СМИ?

Гей-пара сыграла первую в истории Кипра публичную однополую свадьбу

В китайских сериалах запретили секс, ведьм и геев

ВПА призывает к повсеместной декриминализации гомосексуальности

 ПОСЛЕДНЕЕ

Игротека Queerspace состоится 13 апреля

Презентация книги «Женский активизм в Беларуси»

Без «радужных флагов», но вместе со всеми

ВПА призывает к повсеместной декриминализации гомосексуальности

Балтийский прайд 2016 пройдет в Вильнюсе с 16 по 22 июня

 

ТЕГИ ❯

СНГ, образование, общество, Беларусь

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ❯